602602 603603 603604
999987 999696



   Личный кабинет
Яндекс.Метрика

ЧТО ТАКОЕ ТАКСИ? ЛЕГАЛЬНЫЕ/ НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Итак, Дорогой клиент, мы открываем нашу рубрику «Новости и правовая информация»!

 Ведь, как известно, «Осведомлен, значит, защищен!»

Заботясь о наших клиентах, мы с радостью введем вас в курс самых ярких и интересных  событий, ознакомим с полезной информацией о рынке услуг таксомоторных перевозок, подскажем, как защитить свои права в той или иной ситуации.
Первая наша статья в данной рубрике посвящена вопросу о том, что же такое «такси», чем «таксомоторные перевозки» отличаются  от так называемых «услуг частного извоза», какие преимущества у легальных перевозчиком для клиента и чем опасны «нелегалы» для потребителя?
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обратимся к букве закона.
Обобщив действующие нормативные акты, «такси» можно определить как легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок, а  «таксомоторные перевозки» - это перевозки пассажиров и их багажа по маршрутам, предлагаемым пассажирами, и тарифам, утвержденным перевозчиками. Следовательно, «перевозчиком такси» является лицо, осуществляющие таксомоторные перевозки.
01 сентября 2011 года вступил в силу принятый еще 21.04.2011 года Федеральный Закон № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"  ( далее по тексту- ФЗ № 69 ). Этот нормативный акт, названный в народе «Закон о такси», содержит ряд новых правил, регулирующих деятельность по оказанию услуг пассажирских перевозок легковым такси, предусматривает обязанность перевозчиков получать разрешения в установленном на уровне субъектов РФ порядке, обозначил требования, предъявляемые как к транспортным средствам, так и к организации процесса перевозок, одновременно, установив административные санкции за нарушение норм нового Закона.
Разрешение выдается компетентным органом уполномоченным исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, каковым в Калининградской области является Министерства развития инфраструктуры, и должно содержать: наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения; ФИО  индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность; марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси; срок действия разрешения; номер разрешения; дата выдачи разрешения.
Многие перевозчики, ранее зарегистрированные как предприниматели,  восприняли это  законодательное нововведение адекватно и поспешили оформить в установленном порядке соответствующие разрешения на осуществление таксомоторных перевозок. При этом, большинство лиц, занимающихся прежде «частным извозом» в индивидуальном порядке и даже некоторые организации в полной мере или частично проигнорировали Закон, решив «сэкономить»  на затратах, необходимых для получения разрешения, действуя, при этом, не только в обход  Закону, но и нарушая права потребителей. Чтобы понять, чем же именно рискует потребитель, пользуясь услугами «частников», проведем следующий сравнительный анализ.
Итак, для того, чтобы получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, необходимо, прежде всего, чтобы перевозчик:
- был зарегистрирован в налоговых органах в качестве предпринимателя ( индивидуального предпринимателя или юридического лица, преследующего цель извлечения прибыли, скажем ООО)
- владел на праве собственника, лизингополучателя или арендатора транспортными средствами- разрешение получают на каждое транспортное средство, а не на предпринимателя (физическое или юридическое лицо ) в целом.
При этом, легковое такси должно, в частности, проходить государственный техосмотр каждые 6 месяцев, иметь на кузове специальную опознавательную цветографическую схему и быть оборудованным световым табло ( «шашечки»), а предприниматель обязан обеспечивать ремонт и техническое обслуживание автомобилей, используемых для оказания услуг таксомоторных перевозок, проводить контроль технического состояния легковых такси перед выходом на линию,  обеспечивать прохождение водителями пред рейсового медицинского осмотра, соблюдать и ряд других требований, установленных Законом.
Неисполнение этих обязанностей чревато для предпринимателя наступлением неблагоприятных последствий в виде различных санкций.
Соответственно, лица, занимающиеся «частным извозом», в отсутствие предусмотренного Законом разрешения, все изложенные обязательства  по обеспечению безопасности и качества услуг перевозки не несут- никто не проверит техническое состояние транспортного средства перед выходом на линию,не будут соблюдаться специальные сроки проведения техосмотра – каждые 6 месяцев, можно не проверятьсостояние здоровья водителя, в том числе и на наличие у него признаков алкогольного или наркотического опьянения, соблюдение водителем установленного нормативными актами режима работы и отдыха.
Кроме того, легальные перевозчики несут налоговое бремя, обязаны исполнять специальные положения нормативных актов, регулирующих безопасность дорожного движения. Последние предусматривают целый ряд мер, направленных на защиту прав и законных интересов  пассажиров и безопасность оказываемых услуг, в частности: обязанность по назначению лица, ответственного за безопасность дорожного движения, по оформлению и учету регистрационных карточек водителей, по проведению различных инструктажей и учебных занятий с водителями, ведение учета ДТП и принятие мер по их профилактике и др.
В противовес изложенному,   не будучи зарегистрированы  в качестве предпринимателей, нелегальные перевозчики не исполняют ни налоговые обязательства перед государством, ни обязанности, предусмотренные законодательством в сфере безопасности дорожного движения.
Немаловажным для пассажира является и тот факт, что отсутствие у «нелегалов» официального статуса предпринимателей делает невозможным применение в их отношении, в случае нарушения прав пассажира и оказания некачественной услуги,  Закона о защите прав потребителей- добиться справедливости, восстановить свои нарушенные права, получить компенсацию материального ущерба и морального вреда основываясь на нормах указанного закона клиенту не удастся.  Данный факт предоставляет «нелегалам» возможность  безбоязненно завышать тарифы, необоснованно отказаться от оказания услуги,в том числе высадив пассажира на пол пути, нагрубить клиенту,  не нести ответственности за забытые в салоне автомобиля вещи и за повреждение багажа. Для клиента станет проблематичным даже установить контактные данные лица,  которое фактически оказало ему некачественную услугу или иным образом нарушило его права,  если нелегальный таксист откажется назвать свои персональные данные и управлял автомобилем, скажем, по простой доверенности.
Не секрет, что среди таксистов- частников встречаются и лица с криминальными  наклонностями, что также является существенным фактором риска для пассажира и найти такого таксиста в случае, если он совершит противоправное деяние, и, тем более, привлечь его к ответственности, в условиях, когда не известны и невозможно установить  его имя и фамилию, будет очень сложно даже для правоохранительных органов.
Проблематично станет и взыскание  с «нелегала»  возмещения вреда, причиненного жизни и/или здоровью пассажира во время перевозки вследствие ДТП, произошедшего по вине водителя-  в случае превышения суммы материального ущерба максимально установленному Законом об ОСАГО размеру страхового возмещения и при причинении морального вреда. Если даже и будет вынесено судебное решение в пользу потерпевшего, оно навряд ли будет исполнимо ввиду отсутствия у виновника достаточной суммы денежных средств и имущества для обращения на него взыскания.
Стоит отметить и тот факт, что на территории России, в том числе и нашего региона, распространены фирмы, основным видом деятельности которых являются информационные услуги,  но по факту именующие себя  «Такси »- это службы,  которые не обладают своими транспортными средствами, привлекают в основном лиц с собственными авто, принимая от населения и распределяя владельцам  легковых автомобилей заказы, услуги связи, иные услуги организационного характера, в том числе и объединяют таких перевозчиков  под единой торговой маркой. При этом, заказы на платной основе,нередко предоставляются абсолютно всем  владельцам транспортных средств, «зарегистрированным» на фирме как пользователи услуг диспетчерской, в том числе,  и «нелегалам». У многих  таких служб, ввиду законодательного пробела, отсутствуют системы предрейсового медицинского осмотра водителей, контроля технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию, системы учета соблюдения водителями режима труда и отдыха, они не обязаны проверять  соблюдение этих правил самими перевозчиками, не несут никакой ответственности за качество самой оказания услуги самой перевозки и за возможный вред, причиненный пассажирам.«Нелегалы», получая заказы таксомоторных перевозок от таких служб, также могут «экономить» на соблюдении обязательных требований, устанавливаемых к легальным перевозчикам и возможность привлечения их к ответственности для пассажира также существенно ограниченна.
В то же время, как показывает практика, тарифы на услуги как у незаконных, так и у легальных перевозчиков примерно  одинаковы, а порой у первых они даже выше, особенно в определенных экстренных ситуациях или неблагоприятных погодных условиях. Но риск получения некачественной услуги, причинения вреда в результате перевозки и невозможности его возмещения, у «нелегалов».безусловно,  выше.
Потребителю необходимо знать, что, намереваясь воспользоваться услугами таксомоторных перевозок, он вправе потребовать от таксиста предъявить ему для ознакомления разрешение на осуществление данной деятельности, которое должно содержать все предусмотренные законом реквизиты,  или его заверенную копию и, в случае отсутствия такового, отказаться от услуги, а также сообщить в компетентные правоохранительные органы- «нелегал», не зарегистрированный в налоговых органах, рискует быть привлеченным, как минимум, к ответственности за незаконное предпринимательство, а с 01.07.2012 и к административной ответственности.Организация или индивидуальный предприниматель, помимо прочего, оказывая услуги таксомоторных перевозок   с использованием транспортных средств, на которых  не оформлены в установленном порядке соответствующие разрешения, могут быть привлечены к ответственности  согласно  нормам Закона о защите прав потребителей.
Подытожив проведенный анализ, хотелось бы отметить, что прерогатива выбора поставщика услуг, конечно же,  всегда принадлежит  потребителю.  Задача нашей рубрики- максимально защитить Ваши права, предоставив Вам максимум информации для того, чтобы Ваш , дорогой пассажир, выбор, был правильным и, главное, безопасным.

С Уважением, юридическая служба «Такси СИТИ+». 
 
web.zapadsvyaz.ru